icq и социальные сети на работе - за и против


Работая системным администратором я сменил уже несколько крупных компаний и в каждой из них имел возможность наблюдать отношение руководства сначала к мессенджерам (ICQ, Skype, Gtalk), агентам крупных интернет-порталов, а затем к социальным сетям, которые активно развиваются в последние несколько лет. Решил поделится информацией и некоторыми соображениями в этой области.

В одной из компаний где я работал отношение к ICQ (скайп тогда только начинал набирать обороты и не был еще популярным) было крайне негативным. Пользоваться сервисом разрешалось только избранным. Основные аргументы - люди должны работать, а не болтать в сети. Отчасти я был с этим согласен, действительно многие сотрудники используют ICQ, чтобы просто переписываться с друзьями, родственниками. Учитывая, что у многих хромает скорость набора текста, такая переписка может занимать существенную долю рабочего времени. Да и те кто быстро набирают могут общаться ничуть не меньше. Плюс, ICQ - это еще и канал утечки информации. С другой стороны есть ситуации, когда ICQ упрощает и оптимизирует работу. Например, чтобы уточнить у поставщика наличие товара не обязательно звонить ему (возможно в другой город, страну), а можно просто бросить код товара “по аське” и получить в ней же ответ.

Это же справедливо и для таких программ как почтовые агенты. Хотя сейчас функционал этих программ значительно шире, но изначально они задумывались как программка висящая в памяти компьютера (в трее) и проверяющая с заданной периодичностью почтовый ящик, например, тот же mail.ru. Сейчас эти агенты могут не только проверять почту, но и позволяют пользоваться ICQ, подключать аккаунты Вконтакте и т.д. В одной компании, где я работал, был запрет на установку таких агентов. Объяснялось исключительно тем, что делается это в целях безопасности (канал утечки информации). Хотя в тоже время у них по офису были бесплатные Wi-Fi-точки подключившись к которым можно было скачать агента на телефон бесплатно и пользоваться как ни в чем не бывало. В общем как по мне странная ситуация :)

Агенты, агентами, но сейчас появилась более “страшная” вещь - социальные сети - Вконтакте и Одноклассники :) В бизнес-среде к ним очень негативное отношение. Особенно это проявлялось в момент запуска этих проектов (первый год-два), когда все фактически все свободное (и несвободное) время начали проводить в сети, искать друзей, родственников и т.д. Сейчас ажиотаж уже немного спал, но все же… Здесь я согласен, что данные ресурсы в большинстве случаев должны быть закрыты на предприятии. По своему опыту могу сказать, что некоторые несознательные сотрудники проводят там до половины своего рабочего времени, что никак не обрадует работодателя.

В любом случае, на вопрос разрешить или запретить icq или социальные сети на работе однозначно ответить нельзя. Мое мнение, что здесь все больше зависит от самого сотрудника. Если он достаточно мотивирован, на то, чтобы зарабатывать деньги, то он не будет просиживать целыми днями в аське или вконтакте. А если нет… То тут запрещай не запрещай - лазейки всегда можно найти (тот же мобильный телефон). Так что вопрос этот требует тщательного изучения, так как любое бездумно принятое решение в итоге может сыграть против тебя самого.